Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
Close

Рекордное число отличников создает «финансовую» головную боль для британских вузов

16 августа 2021 г. 15:31

Источник:

The Telegraph

Рекордное количество абитуриентов, получивших оценки А+ («отлично»), грозит перегрузить вузы Великобритании, но должно обеспечить столь необходимый им дополнительный доход

Обычно вузы предлагают абитуриентам больше мест, чем у них есть на самом деле. Они рассчитывают на то, что многие не наберут проходных баллов. Однако в этом году 44,8% студентов получили оценки А («хорошо») и А+ («отлично»).

Результат: тысячи восторженных постов в Instagram от поступивших и ожесточенные споры о том, сопоставимы ли их результаты с результатами прошлых лет. Однако «инфляция» оценок А-уровня в этом году, вероятно, принесет выгоду университетам, испытывающим нехватку средств.

Служба приема в университеты и колледжи (UCAS) сообщила, что в этом году около 311 000 18-летних студентов подали заявления на поступление в университет к июньскому сроку, что на 10 % больше, чем в прошлом году, когда было подано 281 000 заявлений. Дополнительные 30 000 студентов могут принести университетам £833 млн. дополнительных сборов.

«Университеты – это большой бизнес», – комментирует Марк Корвер, основатель компании dataHE, которая занимается анализом рынка высшего образования Великобритании, – «они представляют собой большую экономическую область. Если посмотреть на их оборот, то многие из них входят в FTSE 250».

По словам директора HEPI (Институт политики в области высшего образования) Ника Хиллмана, рост средних баллов, а значит, и количества студентов поможет облегчить финансовое положение вузов, так как каждый студент вносит определенную сумму за обучения. Помимо должности директора HEPI Хиллман участвовал во внедрении нынешней системы платы за обучение в вузах Великобритании. В стране высшее образование является платным для всех студентов.

Он также отмечает, что многие университеты находятся в лучшем финансовом положении, чем предполагалось. Причина в том, что не так много абитуриентов решили отложить свое высшее образование из-за пандемии COVID-19. Это Хиллман связывает с медленным ростом рынка труда во время пандемии.

Число студентов будет расти

В ближайшее десятилетие число студентов, поступающих в университеты, будет только расти, поскольку дети «бэби-бума» 2000-х достигают школьного возраста.

Однако это в разной степени повлияет на финансы разных университетов.
«Если вы учитесь в Оксфорде или Кембридже, это не сильно отразится на вас», – говорит Хиллман, – «если уж на то пошло, то Оксфорд и Кембридж фактически теряют деньги на каждом выпускнике, которого они обучают на дому, потому что система обучения в Оксбридже очень дорогая, чтобы распространять ее вне привычных стен университетов».

Другое дело: учебные заведения, которые получают прибыль от увеличения студентов в кампусе. Университеты обычно делают больше предложений для абитуриентов, чем для них предусмотрено реальных мест, зная, что не все смогут пройти отбор. Результаты этого года – 44,8% учеников получили пятерки (А+) или четверки (А) – подрывают эту логику.

Хиллман говорит, что в результате университеты престижной группы Расселл, в которую входят, например, Кембриджский и Оксфордский университеты, а также отдельные университеты за пределами группы, примут больше студентов. Данные о приеме показали, что в прошлый вторник 163 100 абитуриентов уже получили места в университетах группы Расселл, а это на 14% больше, чем в прошлом году. Это может создать проблему для университетов, находящихся ниже по «турнирной таблице», ведь они могут столкнуться с переманиванием студентов со стороны своих конкурентов строчкой выше.

Хиллман говорит, что увеличение числа студентов и последующий доход от платы за обучение должны принести пользу всем университетам, поскольку «общий пирог» стал больше, но только больший кусок этого пирога достанется группе Расселл.

Возможности университетов по расширению не безграничны

В настоящее время плата за обучение в Англии установлена на уровне £9 250 в год, но инфляция «съедает» эту цифру на протяжении уже почти десяти лет. Марк Корвер утверждает, что университеты «крайне чувствительны к инфляции» и рассчитывают на то, что правительство отреагирует, повысив плату за обучение. Однако в последние годы министры неохотно идут на это: с 2012 года плата за обучение выросла всего на 250 фунтов стерлингов. Тем не менее, Корвер добавляет, что общее увеличение числа студентов все равно хорошая новость для университетских счетов, поскольку это приведет к увеличению доходов.

Рост числа студентов в то же время потребует увеличения количества мест для них в тех же кампусах. Хиллман говорит, что возможности университетов по расширению не безграничны: для некоторых специальностей вообще уже установлен предел и правительство ограничило количество мест в медицине и стоматологии.

«Студентам также нужны койко-места», – добавляет Хиллман, – «при этом большинство университетов хоть м гарантируют студентам-первокурсникам предоставление жилья, но вот Бристольский университет и Университет Сент-Эндрюс уже направили письма поступившим, чтобы объяснить, что общежития переполнены».

Эксетерский университет даже предложил стипендию в размере 10 000 фунтов стерлингов студентам-медикам, чтобы убедить их не заселяться в обшежития до 2022 года.

Также сложнее расширить возможности для специальностей, требующих обучение в лабораторных условиях. «Вы не можете просто набрать столько студентов инженерных специальностей, сколько хотите, потому что вам нужно оборудование», – говорит Хиллман. Он приводит в пример инженерный комплекс Манчестерского университета стоимостью 420 млн фунтов стерлингов, на возведение которого ушло шесть лет.
Марк Корвер добавляет, что на принятие крупных инвестиционных решений по увеличению мощностей учебных заведений потребуется минимум десять лет, и то, есть большой вопрос о том, обеспечивается ли университетам стабильность и равенство в плане долгосрочных инвестиций.

Он объясняет это «двусмысленными» заявлениями правительства о преимуществах обучения в университете и отсутствием однозначного видения университетами той роли, которую они должны играть в экономике. По словам Корвера, предыдущие правительства Соединенного королевства в этом вопросе резко контрастируют с нынешним, так как были твердо убеждены, что экономика страны только выиграет от того, что больше людей будут учиться в университетах. Все большее число людей, как в правительстве, так и за его пределами, начинают ставить под сомнение это предположение.

Марк Крейтон, исполнительный директор академии Avado, говорит, что предприятиям по всей стране не хватает способностей их работников-выпускников вузов, и обвиняет университеты в том, что они не адаптируются под требования времени, чтобы дать студентам навыки, которые реально пригодятся им на рабочем месте и которые ценят на рынке.

Проклятие «ковидного» поколения

В то время как университеты получают финансовую выгоду от инфляции оценок уровня А и выше, есть опасения, что работодатели могут поставить под сомнение достижения «поколения COVID-19» 2020 и 2021 годов.

«Результаты этих студентов нельзя напрямую сравнивать с результатами прошлых лет», – говорит Натали Перера, исполнительный директор Института политики в сфере высшего образования, –"но важно, чтобы работодатели не обесценивали достижения студентов из-за этого факта».

Хиллман в отношении дискриминации студентов ковидной эпохи настроен оптимистично. Он ссылается на свой опыт, когда сам был в числе первых студентов, сдававших экзамены по новой схеме: «Нам сказали, что все всегда будут помнить, что в 1988 году экзаменационная система была в хаосе, и учителя не понимали, как должны работать GCSE, но сегодня об этом уже никто не помнит. Никто не относится ко мне по-другому, если я устраиваюсь на новую работу, потому что я был частью той группы студентов. Поэтому я не думаю, что работодатели ожидали от меня слишком многого и сомневаюсь, что они будут слишком недоверчивы в отношении поколения, получившего свое высшее в эпоху пандемии».

  • FTSE 250 (Financial Times Stock Exchange Index) – средневзвешенный биржевой индекс 250 крупнейших компаний, занявших с 101-го по 350-е место в рейтинге Лондонской фондовой биржи.

Читайте также:

Привет! Это редакция DOXA — журнала о современном университете и проблемах социального и гуманитарного знания. За три года работы мы рассказали множество историй о российских и зарубежных университетах, пробовали новые форматы, вели трансляции из залов судов и перевели десятки академических текстов.


Мы хотим заниматься этим дальше — и просим поддержать наш журнал и помочь нам стать еще лучше. Это можно сделать, оформив ежемесячные пожертвования.